К числу наиболее приоритетных направлений государственной экономической политики относится развитие мелкого и среднего бизнеса, роль которого в экономике страны исключительно велика. На долю 97% компаний с числом занятых до 50 чел. приходится 46% занятых и 60% общего объёма ВВП. Особым вниманием со стороны государства (в плане налогового и льготного стимулирования) пользуется т.н. сектор общественной экономики — компании трудящихся, кооперативы объединённого труда, общества коллективных действий и т.д., совмещающие (в отличие от государственных и частных предприятий) коммерческие и социальные функции.

В Испании действует около сотни программ поддержки малого и среднего бизнеса на европейском, общегосударственном и региональном уровнях. Генеральная дирекция по политике в области малого и среднего предпринимательства минэкономики располагает серьезным бюджетом и может оказать эконом. поддержку любому предприятию с количеством работающих до 250 чел., объемом продаж до 40 млн. евро, бухгалтерским балансом до 27 млн. евро, доля участия крупных компаний в которых не превышает 25%.
Государственный институт кредитования (IСО) сочетает в себе агентство финансирования и инвестиционный банк. Финансируются содействие испанским инвестициям за рубежом, план замены транспортного парка, основные фонды малых и средних предприятий, деятельность которых направлена на развитие новых инвестиций.

Компания по финансированию развития (COFIDES) содействует осуществлению проектов испанских фирм в развивающихся странах. Малый и средний бизнес входит в число ее приоритетов.

Общества взаимного гарантирования (ОВГ) осуществляют поиск источников внутреннего финансирования малого предпринимательства. ОВГ не осуществляют операций по предоставлению кредитов, а только выдают гарантии банкам за своих членов при получении последними кредитов под конкретные проекты. При этом ОВГ проводят экспертную оценку проектов на предмет их реализуемости и рентабельности.

Однако по мере накопления капитала некоторые ОВГ постепенно начинают также заниматься самостоятельным финансированием проектов.

Одна из главных заслуг правительства - поэтапное проведение самой глубокой за всю историю страны налоговой реформы с целью более справедливого распределения налогового бремени, демократизации, модернизации и адаптации системы налогообложения к требованиям и нормативам ЕС.

Реформа, в частности, предусматривала введение налога на собственность и наследство; прогрессивной шкалы налогообложения с доходов физических лиц; налога на добавленную стоимость вместо множества других видов налогов и поборов; модернизацию системы социального страхования, а главное создание более эффективной системы сбора налогов, фискального инспектирования. предусматривавшей исключительно жесткие штрафные санкции к неплательщикам налогов (вплоть до 6-летнего тюремного заключения. Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени обеспечить самый высокий в ЕС прирост налоговых поступлений в казну. В 1991-1997 гг. их доля в ВВП составляла в среднем около 40% против 30% в 1980 г.

К концу 1997г. основной объем бюджетных поступлений дают налог на прибыль компаний (составлявший 35%), подоходный налог с физических лиц (для резидентов он составлял от 2 до 25%) и налог на добавленную стоимость (с 1966 г. - 15%), т.е. налоги, финансирующие систему социального страхования. В Испании ставка этого налога для работающих была равна 6%. Дополнительно к этому, как и в большинстве других европейских стран, налоги в фонд социального страхования были обязаны платить и предприятия. Обычно они исчислялись в размере 22% общей суммы выплаченной заработной платы.

Налоговая реформа осуществлялась в несколько этапов и была направлена прежде всего на устранение анахронизмов налогообложения франкистского периода. В ходе реформы в большее соответствие было приведено соотношение между прямыми и косвенными налогами, доля последних снизилась почти в 1,5 раза; путём введения прогрессивной шкалы налогообложения увеличилось налоговое бремя наиболее обеспеченных слоев населения; налоговых льгот лишились земельные собственники и наследники крупных состояний, введены налог на добавленную стоимость (вместо двух десятков налогов, существовавших при франкизме), прогрессивная шкала налогообложения на прибыль предпринимательского сектора, усовершенствована система фискального инспектирования и штрафных санкций. В результате резкого увеличения собираемости налогов их доля в ВВП возросла с 16% в 1975 до почти 37% в 2001.

Осуществляется децентрализация бюджетных средств и их передача на региональный уровень. Происходит это преимущественно в форме целевых субсидий по линии Фонда межтерриториальных компенсаций. Объём финансирования регионов рассчитывается по определённой формуле и автоматически увеличивается каждые 5 лет.

Наряду с децентрализацией бюджетных средств происходили существенные изменения и в направлениях их расходования: сокращались расходы на государственное управление (снижение доли заработной платы государственных чиновников) и на военные нужды. В структуре расходования бюджетных средств основной объём (св. 50%) приходится на социальное обеспечение, здравоохранение, образование и культуру, на государственное управление 5,5%, на оборону 3,2%.

На борьбу с безработицей, сферу образования, здравоохранения, социальное обеспечение в 2001 государственные расходы составили 16% ВВП (против 8% в 1975). Система социального обеспечения представлена единым и пятью специальными режимами (для сельскохозяйственных рабочих, шахтёров, экономически активного населения, госслужащих и военных), охватывающих 95,5% населения страны.

На выплату пенсий по старости, инвалидности, выплаты по страхованию от несчастных случаев и т.д.) в Испании идет две третьих от объема социальных выплат. Источники социальных выплат: бюджетное финансирование и взносы в систему социального страхования (66% общей суммы социальных расходов), в т.ч. предпринимательские взносы (85%), взносы трудящихся (15%). Пенсионные выплаты (по старости) и пособия по безработице составляют более 55% (14,5% в 1975) общего объёма средств социального обеспечения.

Наряду с относительно высоким средним размером пенсии (60—100% среднего уровня заработной платы), ежегодным увеличением объёма минимальной пенсии введён в действие и механизм индексации пенсий (в начале каждого финансового года) в зависимости от темпов роста потребительских цен. Создан Государственный совет по делам престарелых, координирующий деятельность соответствующих региональных ведомств, занимающийся разработкой и реализацией геронтологических планов. Влияние частных пенсионных фондов, несмотря на высокую динамику их роста, остаётся пока незначительным. Они охватывают 20% экономически активного населения страны, а объем аккумулированных ими средств 5%. Пособия по безработице получают 70% общей численности безработных.

В социальном плане правительство также укрепило престиж государственной системы здравоохранения, взяв на себя 83% расходов на здравоохранение. Оно обеспечило высокий качественный уровень государственных медицинских услуг и бесплатный доступ к ним 99,5% населения страны. На первой стадии клинического лечения больные оплачивают только 40% стоимости лекарств, хронически больные 10%, пенсионеры полностью освобождены от их оплаты.

Государство финансирует 70% продаваемых на внутреннем рынке фармацевтических товаров, что является одним из самых высоких показателей в ЕС.

Социальные реформы правительства предусматривали введение более жесткого контроля за системой социальных выплат, перераспределение и перенос части этого бремени на частный сектор.

Профессиональный энергоаудит от опытной компании позволит вам значительно сократить расходы на потребляемую энергию. Экономьте с умом.

 
Про Испанию
Курорты Испании
Пляжи Испании
Поиск отеля в Испании
Дата заезда

Дата отъезда

Испания
О Испании
Красоты Испании


Rambler's Top100