Первыми  Габсбургами,  получившими в наследство от католических  монархов  богатую и  могучую  Испанию,  были  Карл V и Филипп II.  Это  время  рассвета испанского  абсолютизма,  опиравшегося  на  аристократию  и духовенство  Испании. Могущественная  держава  захватывала  земли  по всему  — от Америки до Азии.   «В моих  владениях никогда не заходило солнце» - любил  говорить император Священной Римской империи, «повелитель полу-мира" испанский король Карл V. И действительно, его огромная империя была раскидана на четырех континентах, в трех Америках и бывших колониях  Португалии в Азии и Африке,  занимала  половину Европы,.

 

Филипп II, сын Карла V,  интересен как личность   по нескольким   причинам. Не  было больше в  мировой  истории такого  периода, чтобы  столько государств  и  народов  находилось в   подчинении  у  одного правителя. Его называли  «королем-пауком», который,  сидя  во  дворце   Эскориал  под Мадридом, выплетал  тончайшую паутину заговоров и опутывал  ею весь мир. Филипп   Осторожный  — защитник  католической веры и искоренитель  ереси – еще одно  из его  прозвищ.

 

Карл V дал  два  наказа своему сыну: чтобы он продолжил  дело отца в борьбе  с  ересью и воздвиг  достойную  усыпальницу  для королевской семьи Испании. Филипп II повсеместно использует власть римского папы и способы испанской инквизиции. В  Испании его почитали,  как святого,  в остальном  мире  мира,  как исчадие  ада,

В 1561 году Филипп II   посещает небольшой шахтерский городок Эскориал, что  расположен в гранитных  горах Съерра-де-Гвадарама. Кстати, Эскориал означает просто «груда шлака». Имея  неплохой  художественный  вкус, Филипп II самостоятельно  отбирал  мастеров  для строительства  и отделки дворцов, лично вел надзор, проверял и иногда исправлял архитектурные  проекты, До сих пор в горах  показывают  укромное  место (его называют «вышкой Филиппа»), из которого  король тайно  наблюдал  за  строительством   фамильного  склепа.

Но представлялось Филиппу II нечто большее  того, о чем просил его Карл V.  Перед его  мысленным  взором  представал гигантский монастырь, базилика  и дворец, соединенные в единое целое.  Конечно,  монастырь и светские палаты — обычно веши трудно совместимые.  Но бывают моменты, когда светская власть делит один кров с духовенством, хотя бы на время: монарх  в поездке пользуется гостеприимством настоятеля  монастыря или член королевской семьи, делает  пожертвования монастырям и монахам.  Филипп II хотел же построить монастырь, который одновременно бы являлся и королевским дворцом.

Эскориал стал самым большим зданием на свете, с 4000 комнатами  и сотнями километров коридоров.  На его возведение  ушло более  миллиона  тонн гранита. Первыми жильцами Эскориала стали монахи, которым король дал два  поручения : чтобы они каждый день молились  за  здоровье  и благополучие королевской семьи  и чтобы хранили мощи католических святых, которыми Филипп II очень дорожил. Коллекция мощей католических святых была самой большой, она  насчитывала  7000  костей святых  праведников.  Возможно, у Филиппа II хранились останки Двенадцати апостолов и крест, на котором был распят Иисус Христос.

 

Покровителем монастыря был христианский мученик Святом Лаврентий (Лоренцо), казненный римлянами. День Святого Лаврентия отмечается 10 августа, и именно в этот день в 1557 году ис панцы одолели  противника в битве при Сент-Квентине во Фландрии. Но в ходе битвы была уничтожена церковь Святого Лаврентия, и Филипп II решил  построить для святого новую церковь.

Проектом Эскориала  занимался  архитектор Хуан Бачиста де Толедо, который, возможно, , воспользовался опытом  строительства собора Святого Петра в Риме. Говорят, что своими формами  Эскориал походит на решетку-жаровню, на которой Святой Лаврентий был замучен. Филипп II,  в своей  борьбе с еретиками, надеялся на  помощь святого. Но отдельные  ученые говорили, что короля привлекала сама смерть Святого Лаврентия, поджаренного живым. Эта жаровня в Эскориале растиражирована тысячами  изображений,  украсившими  дворец.

В Испании  Эскориал по праву называют  восьмым чудом  света. Но похож он больше  на крепость. Никто  и не подумает, то  это дворец — место для  удовольствия  и праздности. Эскориал  был  крепостью,  оплотом,  в которой Филипп II черпал силы для борьбы с инакомыслием.

 

Главным фасадом собор  Эскориала смотрит  на прямоугольный внутренний дворик, именуемый  «Двориком королей». Дворик назван так, потому  что в верхнем ярусе на постаментах размещены  шесть гигантских  статуй ветхоза­ветных царей Борясь с ересью, Филипп II думал, что продолжает  дело  древних царей Израиля: здесь находятся царь Соломон — известный своей муд­ростью, и царь Саул — известный храбростью, а также другие цари Израиля.

Внутренняя  архитектура собора  выдержана  в  официальных, холодных   тонах. Архитектор Хуан де Эррера, заменивший Хуна де Толедо, полагал, что дорийский ордер «своей силой и благородством наилучшим образом выражает мощь». Все внутренние элементы: пилястры, фриз, соборные  стены — изготовлены  из сероватого мрамора, и лишь главный алтарь бросается в глаза ярким пят­ном. Алтарь  возвышается на высоте  четырех этажей в главном нефе собора, чуть вытянутом на восток. Украшают алтарь яшма, драгоценные  камни  и разноцветный мрамор, которые  переливаются  всеми цветами радуги от  света,  падающего через  фонарь в куполе. Блеск  алтаря  символизирует центр Экориала и цель земной миссии Филиппа II.

Громадный (300-футовый) купол базилики в Эскориале мастера построили  только через 20 лет. В  знак  повиновения Ватикану  он был сделан чуть меньше купола собора Святого Петра в Риме. И  эта  огромная   церковь строилась  только для короля  и его свиты, простые люди  могли внимать  словам пастырей  только из-за бронзовых ворот.

В нишах по  обе  стороны  стоят скульптуры Карла V и Филиппа II с семьями (работа итальянца Л. Леони).  Из спальни  короля вел  вход в другую нишу, ложу для короля и его свиты.

В центре «Дворика королей» расположился колодец в  виде  изящного маленького храма, выстроенного из серого гранита. Стройные колонны, статуи в нишах и изящная балюстрада, идущая по карнизу,  придают очарование  храму. Большие четырехугольные бассейны, расположенные крестообразно, примыкают к маленькому  храму с четырех  сторон. В голубой  воде бассейнов отражаются благородные формы храма-колодца. Внутренняя отделка выполнена из розового , зеленого и белого мрамора.

Прямоугольник Эскориала (размер внешних стен 161x206 метров) раскинулся так широко, что их нельзя объять взглядом, и они кажутся бесконечными. Простые, строгие, безо всяких излишеств  стены  кажутся одной  общей  массой. Лишь башни, расположенные по углам  Эскориала,  украшают фасады крепости-дворца.

Серые  стены Эскориала как  будто  вписаны  в серовато-голубые  пейзажи, окружающие  дворец. Он возвышается  пугающей, мрачной громадой, как бы напоминая о закрытом и не уступчивом  нраве Филиппа II, хотевшего поработить весь мир. Ученые, подсчитывающие  число окон и дверей Эскориала, не могут получить одинаковых результатов, и считается что  там около 1250дверей и 2500окон.

Давая  указания  архитекторам, Филипп II говорил: «Для Господа— дворец, для короля— хижину". Дом короля выглядит очень  скромно, как будто для монаха. Покои  короля — это комнаты для раздумий: у Филиппа II много поводов  для  беспокойства. Праведным  искусством  Филипп II укреплял  свой  дух  для борьбы. Единственной  картиной  в  его  комнате  был  «Сад радостей земных» И. Босха, никаких украшений  больше  не было. Кабинет  короля был  похож на келью монаха, а его трон — это походный стул его отца, сопровождавший Карла V во всех военных походах.

Огромная империя   управлялась Филиппом II из небольшого кабинета, а королевские покои располагались в Эскориале так, что  непосредственно из них король мог пройти в церковь. Даже в старости, лёжа на  своей   кровати,  Филипп II все равно мог видеть главный алтарь церкви. Эти  покои, граничащие  с восточным  приделом церкви, как бы «выпирают» из основной части ансамбля, поэтому их называют «рукоятью» решетки Святого Лаврентия.

Золото из Америки  непрерывным потоком  шло на  строительство  Эскориала, но в 1577 году случилась катастрофа. В  сильную грозу молния ударила в юго-западную башню, возник пожар, и реки расплавленного свинца потекли по стенам Эскориала..

Окончанию  строительства  фамильного склепа помешали подземные воды. Только в 1654 году, после  осушения фундамента под Эскориалом, гробница была закончена. Но  время  и люди  внесли  свои изменения: вместо холодного гранита были использованы мрамор, золото и бронза.

 

Внутренние  помещения Эскориала  тоже  выдержаны в холодной,  строгой гамме. Очерь  красиво  и сдержанно выполнена библиотека, расположенная  в длинной галерее у западного входа. Филипп II ещё при жизни смог оценить и увидеть этот  зал во всей красе. Потолок библиотеки расписан аллегорическими изображениями наук и искусств, а собрание книг и рукописей в  библиотеке  поистине  уникально.  Там собраны и  трактаты таких еретиков, как Мартин Лютер и Джон Кальвин: Филипп II изучал их с единственной целью— со­хранить римскую католическую церковь как центр мира.

Последующие  правители предпочитали более богатые  и простор­ные апартаменты и к тому же не всегда хотели  видеть перед собою главный алтарь. Поэтому дворец расширили, пристроив помещения к северной стороне церкви. К югу от церкви расположена двухъярусная галерея крестного хода, тянущаяся по периметру внутреннего  двора — так называемый «Дворик евангелистов»,- украшенный скуль­птурами четырех евангелистов. Самые волнующие впечатления, самые незабываемые ощущения и непередаваемые эмоции вы можете испытать посетив экскурсии из Шарм-Эль-Шейха от самого надежного и серьезного тур оператора Библио-Трэвел.

 
Про Испанию
Курорты Испании
Пляжи Испании
Поиск отеля в Испании
Дата заезда

Дата отъезда

Испания
О Испании
Красоты Испании


Rambler's Top100