Эпоха расцвета Кордовского халифата - могущественного государства, в 929 году провозгласившего свою независимость перед лицом всего мусульманского мира - считается временем  рождения мавританского искусства в Испании.  Даже распад  в XI веке Кордовского халифата не остановил дальнейшее  развитие «мавританского стиля» в искусстве. Стиль только  приобрел лирическое, интимное звучание, утонченную  чувственность  и вместе с тем еще большую  жизненную  энергию.

 

Всем известный  архитектурный ансамбль «Альгамбра»,  бередящий  в воображении старые легенды  о любви и рыцарстве - вершина мавританского искусства. Первоначально дворцовый комплекс  не имел единого плана, так как  возводился  в Гранаде в разное время, но не смотря на это, он отличается целостностью и  архитектурным единством..

 

Эмир Аль-Ахмар (первый эмир династии Насридов) задумал замок Альгамбра, как свою новую правительственную  резиденцию. Строить  её он решил в 1239 году на самом высоком холме Гранады — Красном холме. На этом месте  ещё в IX веке существовала древняя римская крепость. Но дворцы  и административные здания Амальгамбры, дошедшие до нас, относятся к XIV веку, когда в Гранаде правили просвещенные государи — Иусуф I и его сын Мухаммед I. Мухаммед I лично руководил строительством, беседовал с  архитекторами, художниками и рабочими; занимался планировкой сада, высаживал редкие растения, прекрасные кусты и красивые цветы  - именно благодаря ему замок Альгамбра и сохранился до сих пор.

Дворец Комарес был главной резиденцией Альгамбры, в центральной части которого  располагался знаменитый теперь на весь мир Миртовый дворик. Назвали так его уже позже, в XVII веке, из-за миртовых деревьев, которые были высажены по длинным сторонам прямоугольного водоема, расположенного во дворе. В зеркальной глади водоема отражаются  золотисто-розовая башня Комарес (высота ее 45 метров), и голубое небо, расширяя пространство  двора и создавая  ощущение  легкости и простора.

В центре башни  Комарес расположен  великолепный квадратный Тронный зал (или Зал послов), в котором прямо против входа возвышался трон правителей Гранады. Размеры этого зала -11,3x11,3x18,2 метра, он самый большой в Альгамбре, и был  возведен в XIV веке. В зале- 9 больших арочных окон, размещенных на уровне пола, три из которых по центру разделены мраморными колоннами.

Благодаря толщине  стен в  Зале послов, которая  достигает 3 метров, каждое из окон превратилось в  самостоятельное, богато украшенное пространство — типа лоджии. Эти окна-лоджии добавляют церимониальному залу Альгамбры лирическую интимность, из них властители  Гранады наблюдали за жизнью подданых и любовались красотами страны. Созидая  Тронный зал, опытные  мавританские архитекторы показали  поистине  чудеса, играя со светом и устремляя его через  окна с  искусной резьбой и цветными  стеклами. Ниспадая на сияющие стены, свет озаряет зал пронизывающим волшебным сиянием. Свет льётся  не только из нижних окон, но и из 20 зарешеченных верхних окон. Вершина мастерства арабских зодчих - знаменитый наборный потолок из кедрового дерева. Он окружен  сталактитовым фризом и состоит из 3 сужающихся кверху наклонных плоскостей, венчающихся в центре маленьким сталактитовым куполом.

Тронный  зал  является самым историческим залом Альгамбры. Не все факты имеют историческое  подтверждение, но говорят, что в этом зале королева Изабелла принимала Христофора  Колумба  и здесь  же султан  Боабдиль  сдал Гранаду католическим королям Испании.

Противоположностью открытого и освещенного пространством Миртового Дворика является затененный арочный проход в башне Комарес, влекущий к себе таинственной, прохладной полутьмой.  Перед входом  в башню  расположен вытянутый в длину, узкий «Зал ла Барка» — Зал Лодки. Отдельные  ученые поясняют это название сходством рисунка потолка зала с килем корабля. Но испанский писатель Карлос Паскуаль выдвинул гипотезу о происхождении слова «барка» от арабского «барака» — «благословение, благодать», которая кажется очень вероятной.

По соседству с дворцом  Комарес расположен  Львиный дворик, относящийся к типу дворцового здания-сада. Именно здесь проходила  частная жизнь халифов  Гранады, закрытая от посторонних взглядов. Львиный дворик был построен второй половине XIV века. Название двора не случайно: двенадцать львиных фигур окружают расположенный в  центре небольшого открытого дворика фонтан. Изваянные из какого-то особого полудрагоценного мрамора львы, помещены  как лучи звезды.

Такое количество львов выбрано не зря. Как гласит давняя  легенда, именно 12 львов поддерживали трон царя Соломона, и об этом султану Мухаммеду аль-Гани  рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Визирь же и посоветовал султану окружить фонтан фигурами львов, которые  доставили  в Альгамбру  из старого дворца в Альбуйеине. Но  ученые  не верят в эту историю  и относят к  легендам,  так как считается,  что  львы у фонтана  появились только в XVI веке — уже после падения  Гранады. Но и  историки,  и искусствоведы сходятся в одном: чарующая  тишина  Львиного  дворика, нарушаемая только журчанием водяных струй, скрывает много тайн.

Горные склоны Сьерра-Невады  в изобилии поставляли  воду ручьям, садам и фонтанам  Альгамбры. Вода - земная стихия, которую мавры ценили превыше всего.  Жители Востока считают  фонтаны, ручьи и водопады такой же  характерной  частью архитектуры, как греки- колонны. Не зря на  одном из фонтанов  в Львином дворике сохранилась надпись: «Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор».

Львиный дворик  интересен не только статуями львов.  Еще  одно украшение дворика - «Зал сталактитов», расположенный  на  его западной стороне.  Зал  получил свое название  из-за кружевного убранства потолка. И хотя  потолок этот погиб в конце XVI века во время пожара и  был  заменен в 1614 году   эллипсовидным покрытием, название сохранилось до сих пор.

Просторный «Зал двух сестер», расположенный на северной стороне Львиного дворика, тоже имеет свою историю: в нём сначала были  заключены, а  потом умерли две сестры-христианки, разделённые со своими возлюбленными. Арабские мастера, создавая этот квадратный зал, сделали  чудеса:  прекрасный орнамент  отделки, в котором  шедеврально соединили  холодный блеск изразцов,  жизненную  теплоту дерева и пластичность матового стука. До нашего времени сохранилась  лепнина  «Зал двух сестер», удивляя и завораживая сегодняшнего путешественника: невозможно найти двух одинаковых изразцов   в этих резных сотах. Находясь в этом зале, кажется, что,  обернувшись,  ты  увидишь саму  красоту…

Ещё один зал,  «Зал Абенсерхав», расположенный напротив  «Зала двух сестер», имеет мрачное  прошлое.   Как гласят предания,  именно  здесь, в 1482 году произошли кровавые убийства. Расчищая путь к трону  для своего сына,  жестокий правитель вызвал во дворец еще 36 претендентов на престол.  Встреча  происходила  в  этом зале  и  закончилась ужасно:   палач  перерезал  горло  всем  конкурентам.… Прошло почти 6 веков  с тех  пор,  но даже сейчас   людям иногда   чудятся  пятна крови.

Мавританские  поэты, описывая  Гранаду  и замок Альгамбра,  не скупились  на метафоры: «радость детей»,  «неувядающий сад  цветов и фруктов», «истинный рай Магомета».  Жители  Востока   представляют  рай  блистательным   и роскошным,  наполненным  радостями  жизни.  Рай  видится  им  чудесным  садом с  изумрудными   лугами, полноводными,  чистыми  реками  и  земными  наслаждениями.

Время  строительства замка  Альгамбры совпало со  временем  реконкисты в  Испании – длительной и тяжелой  борьбой  испанцев  против   арабских   завоевателей. Правители Гранады хотели  скрыться  за  толстыми стенами  Альгамбры  от тревожных  новостей  и мыслей,  забыть все опасности, предательства   и измены и  не думать о завтрашнем дне.  В  крепости, среди  утонченной  роскоши,  и сейчас чувствуется  та   безмятежность,  зовущая   мечта,   так   привлекающая властителей  Востока.

Повторив несметное количество раз простые  архитектурные элементы, мастера смогли  создать неповторимые сложные  формы.  Мусульманам  религия не разрешает изображать живые существа, и они искали  идеи и  вдохновение в природе. Наблюдая и переосмысливая  каждый цветок, каждый  листок, мастера превращали их в геометрические  шедевры. Арабская письменность, выполненная мастером- резчиком по камню  или дереву, тоже  превратилась в искусство. «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — посланник его», — эта фраза, включенная в орнамент,  повторяется несчетное число раз.

Одна  из  легенд гласит, что  султан Боабдиль спрятался в  тайнике за пределами замка, когда христианские армии подошли к Альгамбре, чтобы не видеть, как над сердцем  Гранады взовьется христианский флаг. А мать сказала ему: «Ты оплакиваешь, как женщина то, что не мог защитить, как мужчина».

В  следующие века  Гранадой  правили  христианские  правители.  Фердинанд Великолепный в 1515 году издал  специальный указ  о сбережении  Альгамбры — «столь исключительного и великолепного сооружения». Одним из  последующих королей  Испании был  построен на территории замка новый королевский дворец. Возводил  дворец архитектор Педро Мачука, который в то время  реставрировал Альгамбру и ухаживал за ее садами. Так как  Мачука был  учеником великого Микеланджело, то он  решил построить величественное здание в стиле Ренессанса.

Новый  дворец, отягощенный пилястрами и барельефами, не походил по стилю на легкую архитектуру Альгамбры.  Он смотрится  чужаком в ансамбле  мавританских  зданий,  продукт другой  эпохи, других вкусов, иных  систем эстетических и нравственных ценностей.  Американский писатель В. Ирвинг даже сравнивал его «с высокомерным и непрошеным гостем».

В  Гранаде с 1536 года  была  резиденция  Карл V— императора  Священной Римской империи. Он  согласился не перестраивать Альгамбру,  хотя и  хотел возвести здесь ротонду, которая  так и не была закончена... Скорее всего после прочитанного вам захочется сразу же сорваться на Испанские берега и самолично вдохнуть воздух истории, но не стоит торопиться в первую очередь проверьте наличие авиабилетов и свободного времени.

 
Про Испанию
Курорты Испании
Пляжи Испании
Поиск отеля в Испании
Дата заезда

Дата отъезда

Испания
О Испании
Красоты Испании


Rambler's Top100